Опрос 1

Как Вы оцениваете информативность сайта?

 

Новость

17.02.2017

Выявленные факты нарушений в сфере строительства


Миллиарды тенге ежегодно выделяются из бюджета на решение тех или иных проблем населения. Деньги тратятся с колоссальным размахом: все вокруг строится и ремонтируется. Но, копнув глубже, мы обнаруживаем: кардинальных перемен бюджетные трансферты так и не принесли. Почему? Может быть, деньги налогоплательщиков направлены не в то русло и потрачены с минимальным эффектом? В этом корреспондент «Приуралья» разбирался вместе с Ревизионной комиссией по ЗКО.

Как сообщил наш собеседник, руководитель аппарата Ревизионной комиссии по ЗКО  Есбол Кисметов, этот орган осуществляет аудит эффективности исполнения бюджета согласно Закону «О государственном аудите и финансовом контроле». Особое внимание при этом уделяется контролю использования государственных средств, направленных на реализацию «Программы развития регионов до 2020 года», «Программы инфраструктурного развития "Нұрлы жол" на 2015-2019 годы», «Дорожной карты занятости - 2020». 

- Поскольку бюджет нашей страны имеет социальную направленность, от того каким образом будут использованы бюджетные средства, зависит качество жизни населения и его благополучие, - уточняет Есбол Геззатуллович - Именно поэтому мы ежегодно проводим серию аудиторских проверок, по результатам которых нередко выявляются крупные финансовые нарушения и случаи неэффективного использования бюджетных средств, допущенные государственными органами, осуществляющими реализацию программ. 

Так, при проверке эффективности использования бюджетных средств в рамках «Программы развития регионов до 2020 года», как известно, направленной на развитие инфраструктуры, строительство объектов жизнеобеспечения и доступного жилья, установлено, что средства выделяемые на ее реализацию осваиваются в полном объеме, однако конечную цель так и не достигают.  

К примеру, в Сырымском районе отдел архитектуры, градостроительства и строительства в 2015 году провел реконструкцию водопровода села Жымпиты на сумму 687 224 тысячи тенге. В ходе государственного аудита жителей спросили, довольны ли они ремонтом водопроводных сетей и качеством услуг водоснабжения. На что прозвучал ответ, что воды в летнее время не хватает.

Ревизионная комиссия обратилась в Департамент статистики ЗКО и выяснила: численность населения Жымпиты и Уленты составляет 6 138 человек. Общая производительность водозабора Жымпитинского месторождения подземных вод составляет 432 м3 в сутки. Получается, что при расчете в среднем на 1 человека в сутки приходится 70 литров воды, тогда как в соответствии с пунктом 5.1 СНиП РК №4.01-02-2009 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» при проектировании систем водоснабжения населенных пунктов удельное среднесуточное питьевое водопотребление на одного жителя должно составлять 100-150 литров. Кроме того, жители Жымпиты и Уленты не обеспечены технической водой, а это значит, что норма потребления воды в реальности еще выше. Таким образом, трата бюджетных денег без учета этого фактора оказалось неэффективной. Достижение цели, которая была вложена в  государственную программу по обеспечению населения качественной питьевой водой и услугами водоснабжения, так и не было обеспечено местными исполнительными органами.

Другой момент – защита интересов государства перед подрядчиками, которые не торопятся выполнять свои обязательства. Как выяснила ревизионная комиссия, отделом строительства г. Уральска частенько допускается несоблюдение со стороны подрядчиков условий заключенных гражданско-правовых сделок и срывы сроков выполнения работ. В частности, отделом не приняты меры по взысканию неустойки в 40 миллионов тенге в отношении нескольких предприятий, которые в нарушение условий договоров и Гражданского кодекса несвоевременно выполнили работы по разработке проектно-сметной документации (ПСД) на строительство 18 объектов в 2014-2015 годах. В отношении еще 16-ти подрядчиков, которые нарушили сроки выполнения работ по разработке ПСД, не проведена претензионно-исковая работа о признании их недобросовестными участниками государственных закупок, что исключило бы их участие в тендерах в дальнейшем.

По состоянию на 1 июня 2016 года на отделе строительства числится просроченная дебиторская задолженность в сумме 297,8 млн. тенге, образовавшаяся в период с 2005 по 2009 годы. Причиной образования этой задолженности стало перечисление подрядным организациям предоплаты в размере 30% от суммы договоров, которые они так и не выполнили.

Даже несмотря на наличие по некоторым подрядным организациям решений суда, отделом строительства на протяжении многих лет не проводилась работа с судебными исполнителями по взысканию задолженности. В результате на сегодняшний день из 10 подрядных организаций, по которым числится дебиторская задолженность, 4 организации ликвидированы, по 2 осуществляется процедура банкротства. Не принятие своевременных мер, пассивное отношение должностных лиц к решению ситуации в итоге привело к тому, что на данный момент часть существующей дебиторской задолженности уже невозможно взыскать.

Аналогичные факты выявлены ревизионной комиссией в областном управлении строительства, где по 5-ти разным объектам внесена 30-процентная предоплата, однако обязательства по договору не выполнены и деньги в бюджет не возвращены из-за невыполненной претензионно - исковой работы.

Немало бюджетных средств расходуется впустую на подготовку проектно-сметной документации по проектам, строительство которых в регионе так и не начинается из-за отсутствия финансирования или несвоевременного включения этих объектов в перечень приоритетных инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджета. По состоянию на июнь 2016 года на балансе отдела строительства г. Уральска числятся изготовленные в 2013 году 13 пакетов проектно-сметной документации на общую сумму 75,8 млн. тенге, которые так и не были востребованы, а значит оплачены впустую.

Такая же ситуация сложилась в Управлении строительства ЗКО, где по состоянию на 1 января 2016 года на балансе числятся 36 нереализованных ПСД, разработанных в период с 2007 по 2012 годы на общую сумму 211 млн. тенге. В случае реализации этих проектов в будущем вложить бюджетные средства придется заново, поскольку с изменением законодательства ПСД устарела и требует корректировки.   

  Еще одним распространённым видом нарушений в сфере строительства, как уточняют в комиссии, является не принятие мер по возмещению возвратных сумм, предусмотренных проектно-сметной документацией, в размере 15% от сметной стоимости временных зданий и сооружений. По отделу строительства г. Уральска такая сумма по 6 объектам строительства достигла 2 млн. тенге. Аналогичные факты выявлены и при проведении встречного аудита в ГУ «Отдел архитектуры, градостроительства и строительства Бокейординского района», где по 2-объектам строительства начислена сумма в размере 0,3 млн. тенге, которые ни в этом, ни в выше приведенном случае, так и не возращены в бюджет.

Чтобы изменить ситуацию, по результатам проведенных аудиторских мероприятий,  Ревизионная комиссия по ЗКО направила объектам государственного аудита предписания, в которых поручила устранить нарушения и возместить бюджетные средства в установленные сроки. 

- Факты неэффективного использования бюджетных средств говорят о низкой финансовой дисциплине отдельных должностных лиц и коллективов, но мы в то же время не можем не отметить, что проводимая работа способствует повышению ответственности исполнительных органов власти в вопросе рационального использования бюджетных средств. Со временем это поможет свести количество финансовых нарушений в отношении бюджета к минимуму, - подчеркнул Есбол Кисметов.  

Опубликовано в газете Приуралье от 2 февраля №12 (24139)


2017 © Ревизионная комиссия по Западно-Казахстанской области